ГК "Батыр" и сеть "Ярмарка" создают закупочный кооператив

21 Августа 2014

          Республиканские торговые сети объединяют усилия, чтобы выдержать растущую конкуренцию с международными и федеральными ритейлерами. О кооперации компаний, управляющих продуктовыми сетями "Байрам", "Сабантуй", "Ярмарка" и "Матур", для проведения совместной закупочной политики, вчера объявило руководство госкомторга. В ведомстве рассчитывают, что в альянс вступят и другие местные торговые сети, что поможет открыть доступ в магазины товарам местных производителей и избежать резкого роста цен. Аналитики признают идею кооперации актуальной, но отмечают, что большинство таких объединений носит временный характер, а кроме того, никак не влияет на цены для потребителя.

         Председатель регионального госкомитета по торговле и защите прав потребителей Рустам Камалетдинов вчера объявил на пресс-конференции о том, что местные ритейлеры начали объединяться в торгово-закупочные союзы. Они намерены консолидированно закупать продукцию у поставщиков, так как "чем больше объем поставок, тем ниже оптовая цена", сказал чиновник. Кооперация, по его мнению, повысит конкурентоспособность местных торговых сетей перед "крупными федеральными и транснациональными компаниями, имеющими другой запас прочности и вытесняющими наши магазины с рынка". Первыми участниками союза, по словам главы госкомторга, стали ГК "Батыр", развивающая торговые сети "Байрам" и "Сабантуй", и ООО "Натуральные продукты" (торговая сеть "Ярмарка"). Суммарно эти сети объединяют около 160 торговых точек. Местные ритейлеры более "лояльны по отношению к региональному производителю", готовы "расширить полку для ассортимента региональной продукции" и "безвозмездно" пропагандировать продукты под брендом "Продукт Башкортостана", отметил господин Камалетдинов.
           В ведомстве рассчитывают на расширение пула участников альянса, но отмечают, что большинство других ритейлеров пока остаются "сторонними наблюдателями". Как полагают в госкомитете, в перспективе участники кооператива могли бы создать "сильную структуру" и "франшизу под отдельной торговой маркой", которая получила бы распространение в соседних регионах. В июне участники зарегистрировали потребительское общество "Урал-ритейл", которое возглавил владелец "Ярмарки" Рамзи Габдуллин. Первые совместные контракты, по его словам, кооператив планирует заключить в сентябре. Резкого наращивания объемов закупок участники на первых порах не планируют. Они рассчитывают сначала получить у правительства без торгов землю для строительства логистического центра площадью около 300 тыс. кв. м, сказал предприниматель. Торгово-закупочный союз, по его оценке, позволит снизить стоимость продукции у российских поставщиков на 10–20%, у зарубежных — до 30%. "Разумеется, это скажется на розничных ценах",— пообещал господин Габдуллин. Комментировать перспективы создания франшизы он не стал, пояснив, что "говорить там пока не о чем". Присоединиться к кооперативу готова стерлитамакская сеть "Матур" (ООО "Синтез", объединяет четыре супермаркета в Стерлитамаке и один в Салавате). Как сказал „Ъ“ директор сети Дмитрий Шутов, принципиальное решение на этот счет принято, остались юридические вопросы. Представители других региональных торговых сетей — "Универсал-трейдинга" ("Матрица"), "Форварда" ("Полушка", "Йомарт") и "Продтоваров" ("Семерочка", "Темле", "Народная цена") для комментариев были или недоступны, или от них отказались.
       Эксперты признают саму идею торгово-закупочных союзов здравой, но отмечают, что такие кооперативы чаще всего распадаются. "Собственники должны четко осознавать необходимость развития кооператива в долгосрочной перспективе, а не искать сиюминутной выгоды. Кроме того, им необходимо синхронизировать ассортиментную матрицу, выкладку продукции. Таковы условия большинства поставщиков, и неважно, что закупкой может заниматься отдельное юрлицо",— отметил генеральный директор агентства Infoline-аналитика Михаил Бурмистров. Наибольшую выгоду, по его оценке, сети получат при прямых закупках у зарубежных поставщиков алкоголя, фруктов, овощей, сахара: "Она может составить до 20-30%. Что касается федеральных поставщиков, то разница может быть в пределах 2%". "Однако такие объединения не очень стабильны. Часто между участниками возникают конфликты интересов и сложности с перераспределением различных издержек и капитальных затрат",— предупреждает аналитик УК "Финам менеджмент" Максим Клягин. По словам главы российского представительства Rossmils Investments Алексея Могилы, "с точки зрения стратегии решение кооперации абсолютно разумное", так как увеличение объемов в перспективе может сэкономить сетям на закупках в среднем 7–15%. "При этом полноценно конкурировать с федеральными и транснациональными ритейлерами они все равно не смогут,— уверен господин Могила,— так как даже все вместе эти сети не закупают объемов „Окея” или X5. Для федеральных ритейлеров отдельные цены, которых у „Урал-ритейла” не будет никогда". В том, что общая закупочная политика сделает местные сети гораздо более конкурентоспособными перед крупными игроками, сомневается и директор аналитического департамента GKFX Александр Позднышев. Все опрошенные эксперты уверены, что и потребитель от такой кооперации ничего не выиграет. "Снижение закупочных цен совсем не транслируется напрямую на цены розничные, так как они устанавливаются исходя из конкурентной ситуации",— отмечает Михаил Бурмистров. А Алексей Могила недоумевает, зачем понижать цены, если "население и так покупает по нынешним". В то же время, признает представитель Rossmils Investments, снижение издержек на закуп продукции, возможно, позволит прожить местным сетям дольше, так как они находятся в условиях "постоянно растущих затрат из-за увеличения коммунальных платежей, стоимости топлива и опта". 21 Августа 2014, 09:44 "Коммерсантъ" Булат Баширов

Возврат к списку