Хамитов: в торговле надо бороться с монополизмом ритейлеров

23 Марта 2018

В 26 тысячах торговых организаций республики работает 144 тысячи человек, во внутреннем региональном продукте доля торговли составляет 16%. По объемам розничной торговли Башкирия занимает 7 место в стране. - Главная задача госпрограммы по развитию торговли – не допустить роста цен на основные продукты питания, - заявил на заседании правительства глава Башкирии Рустэм Хамитов. Одна из основных проблем в этой сфере – излишняя монополизация рынка. Федеральные ритейлеры вытесняют магазины шаговой доступности, не позволяя развиваться малому и среднему бизнесу. При этом налоги в местные бюджеты они платят в недостаточном объеме и от случая к случаю. Хотя обороты этих организаций многомиллиардные, налогов от них бюджеты получают совсем немного. Продукции местных производителей очень сложно попасть на прилавки федеральных сетевых магазинов, которые предъявляют излишние требования. По словам Хамитова, аппетиты ритейлеров «зашкаливают и переходят разумные пределы». По оценке Госкомторга, реальная доля федерального сетевого ритейла в Башкирии может превышать 40% при официально выявленном показателе в 21%. Ранее РБК-Уфа писал, что в Башкирии федеральной торговой сети «Магнит» запрещено открывать новые магазины в шести районах, а также на территории закрытого территориального образования Межгорье. Помимо упомянутого Межгорья, это Альшеевский, Архангельский, Благоварский, Буздякский, Зилаирский и Калтасинский районы Башкирии. Председатель госкомитета по торговле и защите прав потребителей Гузэль Асылова, которая представляла на заседании правительства проект госпрограммы, сказала, что еще в 12 районах республики доля федерального ритейлера подошла к предельно допустимым 25%, предусмотренных законом. В госпрограмме большое внимание уделено развитию оптовой торговли. Республике в этом вопросе пока похвалиться нечем. По ее объемам она занимает в стране всего лишь 18 место, даже к 2025 году оптовая торговля не сможет обойти по показателям розничную. Одна из основных причин: крупные предприятия Башкирии продают свою продукцию через торговые дома и оптовые организации, которые расположены в других регионах страны. В республике объем произведенной продукции оценивается в 2 трлн рублей, а объем оптовой торговли составляет всего лишь 700 млрд рублей. Глава региона сказал, что нужно работать с крупными промышленными предприятиями, вести с ними переговоры, чтобы они свою продукцию продавали через торговые дома, расположенные на территории Башкирии. Одним из активно развивающихся сегментов рынка является интернет – торговля. Ее ежегодный рост составляет 15-20%. По мнению Гузэль Асыловой, открытие новых интернет – магазинов в республике возможно при помощи стартапов. Рустэм Хамитов признался, что он и его семья пользуются услугами интернет – магазинов. - Мы покупаем товары для дома, предметы обихода и даже продукты питания. Но при таких покупках товар не всегда бывает нужного качества, и людей, как и меня волнует, кто и как должен проверять такие интернет – магазины, - сказал Рустэм Хамитов. - Необходимо правильно формировать среду, чтобы не пострадал потребитель. Площадка для выдачи такого товара должна быть достойной, а не гаражом на окраине города. По словам председателя госкомторговли, законодательно права потребителей не защищены, особенно при покупке товаров в интернет – магазинах зарубежных стран, и можно легко нарваться на мошенников. В Башкирии планируют развивать и мобильную торговлю в малодоступных населенных пунктах, где нет стационарных торговых точек. В 2017 году госкомитет на безвозмездной основе передал муниципалитетам 12 автолавок. В дальнейшем эта работа будет проводиться совместно с банками по направлению: «мобильный магазин – банкомат». В сфере общепита, оборот которой в прошлом году составил 28,7 млрд рублей, разработчики госпрограммы основной упор сделали на культуру здорового питания среди населения и особенно для детей дошкольного и школьного возраста. Фермеры и создаваемые сельхозкооперативы смогут продавать свою продукцию не только через фермерские рынки, но и через запланированный в госпрограмме агропарк по реализации свежей продукции в сегменте фреш. На реализацию госпрограммы по развитию торговли предусмотрено 370 млн рублей. Автор: Азат Гиззатуллин. Подробнее на РБК: https://ufa.rbc.ru/ufa/21/03/2018/5ab23a4f9a7947e056e93a01

Возврат к списку